МАОУ СОШ № 2
город Покачи, Ханты-Мансийский Автономный Округ - Югра
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    В МАОУ СОШ №2 существует система работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами.  Эта система построена на основании нормативно-правовых  документов федерального, регионального и муниципального уровней.
    При получении ребенком статуса ОВЗ, с согласия родителей, школа организует психолого-педагогическое сопровождение ученика согласно заключению и рекомендациям территориальной ПМПК:

    • обучение по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья; 
    • коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом;
    • осуществление тьюторского сопровождения;
    • предоставление услуг ассистента;
    • обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями, специальными техническими средствами обучения;
    • составление Индивидуального образовательного маршрута, который заполняется на протяжении всего обучения ребенка в школе.

    В целях комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МАОУ СОШ № 2 организована деятельность:
    1. Психолого-педагогический консилиум (далее ППк);
    2. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ППМС-центр);
    3. Логопедический пункт (далее - Логопункт);
    4. Консультативный пункт;
    5. Центр здоровья.

    В школе функционируют: кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога, кабинет педагога-психолога, кабинет социального педагога.
    В кабинете учителя логопеда созданы оптимальные условия для организации коррекционно-развивающей среды, помещение разделено на рабочую зону учителя логопеда, зону индивидуальной и групповой работы и развивающую зону. 
    Кабинет дефектолога представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей работы.  В кабинете создана атмосфера уюта и психоэмоционального комфорта. Кабинет оснащен учебным пособием, демонстративным и раздаточным материалом. Используются современное оборудование, материалы и информационные технологии. Кабинет выполняет коррекционную, развивающую и стимулирующую  функции. Кабинет состоит из одного помещения разделенного на учебную и развивающую зоны.     
    Для работы психологической службы выделена отдельная зона в здании, которая состоит из рабочего кабинета педагога – психолога, сенсорной комнаты и зоны рекреации. Кабинет имеет методическое обеспечение по всем направлениям работы: необходимая литература, Интернет-ресурс, психологический инструментарий для проведения психолого-педагогической диагностики, мониторинга, программы для проведения коррекционно – развивающей работы с учащимися. Сенсорная комната оснащена современным оборудованием, имеется разнообразное количество видов игровых средств и стимульных материалов, направленных на развитие учебно-познавательной мотивации, интеллектуальных и творческих способностей представлены на бумажных носителях в виде карточек, материалов для игр и заданий геометрической направленности, различного вида объемного и плоского конструирования.
    Так же в школе имеется кабинет социального педагога, оснащенный необходимой офисной техникой и мебелью для работ.

    Куда пойти учиться?

    Прием на обучение по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемых федеральными казенными профессиональными образовательными учреждениями, находящимися в ведении Минтруда России

    Прием на обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего образования в некоторые федеральные государственные бюджетные учреждения высшего образования, в которых созданы необходимые оптимальные условия для доступного профессионального образования инвалидов с ОВЗ

    Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.02.2024 года № 54-п "О порядке оплаты обучения и возмещения затрат на оплату обучения инвалидов в образовательных организациях высшего образования"

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Документы

    В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.1 ч.5 ст.5 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

    Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

    Инклюзивное образование -  это:

    • Гуманизация отношений участников образовательного процесса
    • Новое, более высокое качество дидактики, оптимально подкрепляемое материальной базой; профессиональный рост преподавателя
    • Ученик, абитуриент, студент - центральная фигура в учебном плане
    • Гибкая методика преподавания предметов, наличие оптимальной образовательной среды
    • Снижение числа неуспевающих, повышение качества знаний обучаемых; всемерное развитие природных дарований
    • Открытость образовательного процесса и стратегий образования 
    • Углубление инклюзивности общества - комфортности жизни для всех; совершенствование материальных и духовных основ общества
    • Устранение всех видов дискриминации; содействие в реализации жизненных целей

    Создание в Югре условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

    В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2013 года № 543-п утверждено « Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

    Данным документом регламентируются вопросы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и определен порядок взаимодействия между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, муниципальными органами, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательными организациями.

    Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) в округе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

    Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2021 № 115

    "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" здесь

    Постановление правительства ХМАО-Югры от 13.12.13 № 543-п

    "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре"

    Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 31.01.14 № 85

    "Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций ХМАО-Югры по вопросам инклюзивного образования"

    Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 14.02.2019 № 148

    "Об организационно-методическом сопровождении внедрения опыта работы компетентностного центра инклюзивного образования "Инклюверсариум"

    Приказ МАОУ СОШ № 2 от 30.08.2022г № 557 "Об организации инклюзивного обучения"

    Приказ МАОУ СОШ № 2 от 30.08.2022 № 556 "Об организации  индивидуального обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в 2021-2022 учебном году"

    Приказ МАОУ СОШ № 2 от 30.08.2022 № 559 "О назначении ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь лицам с ОВЗ и инвалидностью"

    Приказ МАОУ СОШ № 2 от 30.08.2022 № 566 "О создании условий для организации образовтельного процесса учащимся, имеющим диагноз "Сахарный диабет" в 2022-2023 учебном году"

    Приказ МАОУ СОШ № 2 от 30.08.2022 № 564 "О комплексном сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра и их семей в 2022-2023 учебном году"

    Приказ МАОУ СОШ № 2 от 09.09.2022 № 703 "Об обеспечении сопровождения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профессиональной ориентации"

    Приказ МАОУ СОШ № 2 от 31.08.2021 № 724 "О назначении ответственных лиц по оказанию необходимой помощи инвалидам и другим маломобильным группам населения с ограниченными возможностями в преодолении барьеров, препятствующих получению услуг наравне с другими лицами"

    Приказ МАОУ СОШ № 2 от 07.04.2023 № 280 "Об утверждении комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья"

    Комплексный план  мероприятий по развитию инклюзивного образования, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на период до 2030 года в МАОУ СОШ № 2 г. Покачи

    Комплексный план мероприятий по развитию дополнительного образования и детского отдыха для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на период до 2030 года в МАОУ СОШ № 2 г. Покачи

    Постановление администрации города Покачи от 22.01.2019 № 44 "Об утверждении положения о деятельности межведомственной рабочей группы по разработке, утверждению и реализации непрерывных индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, молодых инвалидов и развитию муниципальной системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в муниципальном образовании город Покачи"

    Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 14.02.2019 № 148 "Об организационно-методическом сопровождении внедрения опыта работы компетентностного центра инклюзивного образования "Инклюверсариум"

    Соглашение о взаимодействии между КОУ "Излучинская школа-интернат" и МАОУ СОШ № 2 г.Покачи

    ПРОЕКТ Карта возможностей особого ребенка "Ванечка"

    Видеоролик Создание специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью в МАОУ СОШ № 2

    Информация по созданию материально-технических условий для детей-инвалидов, в том числе для детей с ОВЗ в МАОУ СОШ № 2

    «Инклюверсариум» — сетевой компетентностный центр инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

    Цель проекта: развитие непрерывного инклюзивного образования путем:

    • обеспечения функционирования регионального координационного и методического центра системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям (ранняя помощь) (направление 1);
    • реализации регионального уровня психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (ППМС — помощь) (направление 2);
    • внедрения, апробации и распространения эффективных моделей организации профессионального ориентирования в системе инклюзивного образования, методов и технологий обеспечения осознанного оптимального выбора будущей профессии обучающимися, имеющими особенности развития (профориентация обучающихся с ОВЗ) (направление 3);
    • совершенствования профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций инклюзивного типа с использованием ресурсов регионального инкубатора передовых педагогических, управленческих и информационно-коммуникационных технологий (направление 4);
    • повышения уровня психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) обучающихся образовательных организаций (направление 5).

    http://iro86.ru/index.php/component/k2/item/12873-inkluversarium

    Отчет о работе по реализации инновационного проекта «Инклюверсариум» за 2021- 2022 учебный год

    Меры поддержки

    Питание учащимся льготной категории.
    Питание учащимся льготной категории
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Отдельным категориям обучающихся за счет ассигнований из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оказывается социальная поддержка в виде предоставления бесплатного двухразового питания в учебное время.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    В течение учебного года проводятся заседания школьного ППк согласно годовому графику, а также: при необходимости для внесения изменений и/или дополнений в Индивидуальный образовательный маршрут учащегося при выявлении трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведения учащихся в течение года; для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения и направления на ТПМПК; определения путей помощи для вновь прибывших в течение года учащихся. Специалистами ППк проводятся консультации с педагогами, классными руководителями по вопросам обучения и воспитания детей «группы риска». 
    Основная задача Консультативного пункта - оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и повышение их психологической компетентности в вопросах обучения, воспитания и развития ребенка. Помощь родителям (законным представителям) в Консультативном пункте предоставляется на основании заявления родителей (законных представителей) в письменной форме. 
    Организована работа ППМС-центра, в который входят специалисты, предоставляющие услуги детям с особенностями развития (педагоги-психологи, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог). 

    Деятельность психологической службы школы с детьми ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:
    - диагностическое;
    - коррекционно - развивающее;
    - консультативно-просветительское.
    Диагностика проводится в индивидуальной форме согласно плану, по запросам администрации и родителей. Основная направленность диагностики – исследование структуры интеллекта, определение актуального уровня интеллектуального развития, прогноз обучения, актуального эмоционального состояния. 
    Так же для каждого ребенка с особенностями развития педагогом- психологом заполняется диагностическая карта отслеживания результативности коррекционно— развивающего процесса, в которой отмечаются результаты диагностики в динамике по показателям: отношение к учебной деятельности, особенности мотивации; индивидуально-психологические особенности; интеллектуальное развитие личности 
    С учащимися с ОВЗ, обучающимися на дому и детьми, получающими образование инклюзивно, педагоги-психологи проводят индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия. Целью этих занятий является развитие познавательной и эмоциональной сферы детей. В работе с детьми используются такие методы, как логически-поисковые задачи; имитационные и ролевые игры; психогимнастика; рисуночные методы; элементы дискуссии; техники и приемы саморегуляции. 
    Эти методы являются хорошим средством развития психических механизмов и формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения. 
    С учащимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в 9 классе, проводятся  занятия по программе «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения» с целью подготовки к осознанному профессиональному выбору и гуманному достижению жизненных целей. Ежегодно проводится мониторинг постшкольного сопровождения и адаптации выпускников МАОУ СОШ № 2.
    Родители детей с ОВЗ могут обращаться за консультацией к педагогам-психологам по различным вопросам воспитания и обучения, а также по результатам диагностического обследования. Так же проводятся консультации педагогов по вопросам организации процесса учащихся с учетом особенностей развития детей. 
    В школе организована работа Логопедического пункта в котором получают индивидуальную и групповую коррекционную помощь.  Для детей, обучающихся на надомном обучении, организованы индивидуальные занятия. 
    Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная коррекционная программа с учетом заключения территориальной ПМПК, заводится «Карта логопедического обследования школьника», в которой отслеживается динамика развития ученика по следующим критериям: состояние общей и мелкой моторики, фонематические процессы, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки чтения, навыки письма, связная речь, симптоматика заикания.
    Учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении, устраняя причину возникновения трудностей. Во время занятий с дефектологом происходит формирование пространственно-временных отношений, умственное развитие, формирование представлений о предметах и явлениях, обогащение словарного запаса и развитие связанной речи, готовность к восприятию учебного материала. 
    Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды принимают активное участие в школьных, городских, всероссийских конкурсах. Для каждого ребенка разрабатывается  карта педагогического сопровождения в которой отмечаются мероприятия, конкурсы, беседы и другое, в которых принимал участие ребенок.
    В рамках школьного Центра здоровья для детей с ОВЗ в течение года организуются воспитательные, культурно-развлекательные, спортивно-оздоровительные и другие мероприятия, в которых принимают активное участие не только дети, но их родители.
    Главной целью данных мероприятий является воспитание и развитие свободной личности, адаптированной к социуму, через формирование социального здоровья у подрастающего поколения. 
    В рамках реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда на 2019-2025 годы», направленных на создание в образовательных организациях в ХМАО-Югре условий инклюзивного образования приобретено оборудование для детей с нарушением зрения, слуха, ОДА, РАС, ЗПР 

    • беспроводная система вызова помощника;
    • лестничные пролеты школы обустроены телескопическими пандусами (при необходимости пандус можно выдвигать, обеспечивая комфортное передвижение по лестничному пролету, он также быстро собирается путем закрепления его на стене);
    • для преодоления порогов дверных проемов высотов более 0,014 м при необходимости устанавливаются перекатные пандусы;
    • установка предупредительного знака «Желтый круг для слабовидящих»;
    • обустроен один санузел для людей с ОВЗ, расположенный на первом этаже школы;
    • при входе на территорию школы установлена тактильная схема Брайля;
    • на каждом этаже установлены тактильные схемы расположения учебных и дополнительных кабинетов по Брайлю;
    • возле каждого кабинета расположены тактильные таблички Брайля с указанием назначения помещения;
    • имеется сменная кресло-коляска для инвалидов;
    • имеются ходунки c регулировкой по высоте, которые предназначены для облегчения передвижения детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
    • в фойе школы размещен информационный терминал с сенсорным экраном, с помощью которого учащиеся с ОВЗ и их родители могут узнать интересующую информацию;
    • входная группа в школьную столовую, спортивный зал, актовый зал и учебные кабинеты позволяют перемещаться инвалидам-колясочникам.
       

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В школе в настоящее время функционируют 33 учебных кабинета необходимых для осуществления образовательного процесса, в их числе 14 кабинетов начальной школы, русского языка и литературы – 4, математики – 3, иностранного языка – 3, информатики - 2, кабинеты истории и обществознания, биологии,  химии, географии, ОБЖ, физики, ИЗО, 4 мастерские (кулинария, швейная, слесарная и столярная). 
    Все учебные кабинеты оборудованы мебелью, современными средствами информатизации, учебно-наглядными пособиями в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. 
    33 учебных кабинета оснащены интерактивным оборудованием. 
    Все помещения школы имеют выход в Интернет и объединены в общую локальную сеть.
    Учебные кабинеты приспособлены для обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.                                                                                                                    
    Сведения о специально оборудованных кабинетах

    Подробная информация

    Меры социальной поддержки наседения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (инвалиды и семьи, воспитывающие детей-инвалидов)
     

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie